ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(8-817-57) 3-11-85
1 2 3 4

Развитие современного общества порождает потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных социальных проблем. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться только в начале 90-х гг. XX в. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. С начала 90-х гг. разворачивается организационная работа по созданию сети социальных служб. В Кирилловском районе первое отделение социальной помощи на дому появилось при отделе по социальным вопросам в 1990 году. В самом начале работы отделение, которым руководила Валентина Фёдоровна Теконина, обслуживало 65 человек, а штат социальных работников составлял 18 человек. Была проведена работа по созданию банка данных проживающих на территории района инвалидов, участников войны, вдов погибших и умерших участников войны, жителей блокадного Ленинграда. Было выявлено 200 человек, нуждающихся в помощи социального работника, что послужило поводом для открытия второго отделения социальной помощи на дому. Кроме выполнения основных функций работники отделения участвовали в распределении и раздаче гуманитарной помощи, выдаче талонов на горячее питание пенсионерам, получающим пенсию ниже прожиточного минимума. В то время именно социальная помощь многим помогала выжить, поэтому к 1997 году уже функционировало 4 отделения социальной помощи на дому. Из 330 человек 2/3 проживали в сельской местности. В связи с расширением спектра оказываемых услуг, введением новых форм работы 16 июня 1997 года Постановлением Главы районного самоуправления было выделено здание для центра социального обслуживания населения и утверждено Положение о центре. Первым директором был назначен Александр Иванович Войнов. В тот период основной целью он ставил объединение под одной крышей всех общественных организаций, защищающих интересы людей преклонного возраста. В здании центра находились совет ветеранов, общество инвалидов, общество слепых, женсовет. Было удобно то, что клиент мог в одном месте получить всю необходимую информацию, «общественники» помогали работникам центра в выявлении нуждающихся в социальном обслуживании граждан, участвовали в выездах в сельские советы, помогали в разрешении возникающих проблем. В штате центра было 7 специалистов, 3 водителя, 84 социальных работника. Спектр оказываемых услуг включал: услуги по организации питания, быта и досуга, социально – медицинские и санитарно – гигиенические услуги, правовые и некоторые другие. Отделение дневного пребывания поначалу применяло в своей работе такие формы как лекции, беседы, культурно – массовые мероприятия, визиты милосердия. За год работы отделение обслужило 249 человек. Организованных групп в то время не проводилось. Отделение социально – экономической помощи оказывало материальную, гуманитарную, натуральную помощь (продуктовые наборы), обеспечивало нуждающихся граждан талонами на бесплатное горячее питание, производило мелкий ремонт и снабжало малообеспеченных пенсионеров дровами.

         Новшеством для района и большим подспорьем для малообеспеченных граждан стало открытие социального магазина «Ветеран». Магазин организовывал розничную торговлю товарами первой необходимости с низкой торговой наценкой в самом городе, а также выездную торговлю в сельской местности. Положительным моментом стало и то, что социальные работники, обслуживающие пенсионеров на дому, могли приобретать товар для клиентов без очереди, что существенно экономило их рабочее время.

         В 2001 году произошла смена руководителя, который проработал чуть меньше года. В сентябре 2002 года новым директором стала Валентина Рафаиловна Сироткина. Начала она с того, что совместно с работниками был разработан перспективный план развития учреждения на ближайшие годы. Начало 2003 года характеризуется интенсивным развитием дополнительных услуг: были открыты социальная парикмахерская, мастерская по ремонту и пошиву одежды, массажный кабинет. Развитие всех этих услуг было бы невозможно без наличия помещений, поэтому пришлось перевести общественные организации в другое здание.

         Социальные услуги, оказываемые центром ранее, тоже претерпели изменения. Так, одно из отделений социального обслуживания на дому стало применять новый метод – работу командой. Эта технология была новой не только в районе, но и в области. Преимущества метода не заставили себя ждать: значительно расширился спектр и улучшилось качество оказываемых услуг за счёт привлечения в команду новых специалистов (психолога, медицинского работника), снизились затраты рабочего времени социальных работников, уменьшились физические нагрузки. Уже через два года ещё одно отделение перешло на командный метод. Теперь уже его достоинства смогли оценить и клиенты из сельской местности.    

         Летом 2003 года центр начал осваивать новое направление работы – социальное обслуживание детей. Регулярно стали организовываться группы дневного пребывания для детей из малообеспеченных, неблагополучных, неполных, многодетных семей. С октября начал работу небольшой тренажёрный зал. За 3 месяца его клиентами стал 81 человек. Центр получил лицензию на медицинскую деятельность, был оборудован медицинский кабинет, стало оказываться больше медицинских услуг.

         Не однажды Валентина Рафаиловна указывала на то, что «здание центра старое, неприспособленное, неблагоустроенное, и каждый руководитель, конечно, понимает: чтобы коллектив работал стабильно необходимо создать условия для работы». Уже в 2003 году начались первые ремонтно – строительные работы: утепление фундамента, замена оконных рам, ремонт полов, кровли, отопительной системы, косметический ремонт.

         В 2004 году возникла необходимость увеличения количества отделений социального обслуживания на дому – их стало шесть, численность клиентов составила 508 человек. Это направление работы было и остаётся приоритетной формой социального обслуживания. В отделении срочной социально – экономической помощи в 2004 году был открыт пункт проката технических средств реабилитации, в котором при необходимости можно было получить ходунки, костыли, захваты для инвалидов. Позднее появились и коляски. Для социальной парикмахерской и швейной мастерской было приобретено новое оборудование. Также началась работа с гражданами, освободившимися из мест лишения свободы и гражданами без определённого мета жительства и занятий. Им оказывалась материальная и гуманитарная помощь, помощь в оформлении документов, в трудоустройстве, проводились консультации. В случае смерти граждан, не имеющих родственников, специалисты отделения занимались организацией погребения.

         Для отделения дневного пребывания 2004 год стал наиболее продуктивным: была организована регулярная работа групп, в течение года было проведено 10 смен по 3 недели каждая. Всего клиентами отделения (помимо культурно – массовых мероприятий) стали 255 человек. Помимо традиционных форм работы, применялись и новые: встречи с психологом, юристом, специалистом пенсионного фонда и отдела социальной защиты.

Много функций было возложенона магазин «Ветеран». Помимо организации розничной и развозной - торговли работники магазина стали заниматься формированием продуктовых наборов для отделения срочной социально – экономической помощи, закупкой и формированием наборов для праздничных мероприятий, обеспечением продуктами питания больницы, детских садов, школы и реабилитационного центра для несовершеннолетних. Кроме того, подходило к концу строительство второго социального магазина. Для координации и оптимизации деятельности в конце 2004 года было отрыто отделение торгового обслуживания. А уже в январе 2005 года второй магазин был введён в эксплуатацию.

В 2005 году была проведена реконструкция здания. Пристроили дополнительное помещение, где разместили кабинет юриста, медицинского работника, парикмахерскую. Был проведён водопровод, сделаны санузлы, проведён косметический ремонт, приобретена новая мебель, оргтехника.

Выделение Департаментом социального развития автомобиля «Газель» позволило внедрить новую технологию «Социальное такси». Главная задача – предоставление транспортных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и другим социально – незащищённым категориям граждан для получения медицинской помощи, социально – бытовых, культурных и иных услуг.

         Отделение срочной социально – экономической помощи было переименовано в отделение срочного социального обслуживания, поскольку его деятельность не ограничивалась только оказанием помощи. Новым в работе стало комплектование наборов средств ухода за новорожденными для женщин из малообеспеченных семей. В конце года эта функция была передана новому отделению – отделению по работе с семьёй и детьми, которое было образовано посредством перепрофилирования отделения дневного пребывания для детей. Также специалисты отделения срочного социального обслуживания принимали участие в реализации ещё одного нововведения. С 1 января 2005 года центр начал расширять сферу социальных услуг на селе. Ежемесячно по графику в сельские поселения стали выезжать специалисты: юрист, парикмахер, медицинский работник, специалист по социальной работе. В городе также ежемесячно проводились дни внимания ветеранам, организована работа социального такси по подвозу пожилых граждан в баню.

         2006 год можно назвать годом позитивных перемен. Уже с 1 января были открыты сразу 2 новых отделения – консультативное и организационно – методическое, руководить которыми стали специалисты с профильным высшим образованием. В рамках конкурса на право заключения государственных контрактов на закупку социальных услуг центр впервые начал осуществлять социальное обслуживание на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Услуги семьям оказывались через отделение по работе с семьёй и детьми. По результатам пяти месяцев работы было решено с 2007 г. перепрофилировать одно из отделений надомного обслуживания пожилых граждан и инвалидов в специализированное отделение социально – медицинского обслуживания на дому семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.

         В задачи отделения по работе с семьёй и детьми входило: оказание семьям с несовершеннолетними детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также содействие гармоничному развитию несовершеннолетних, формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Основная форма деятельности отделения – социальный патронаж.

2006 год стал результативным для отделения срочного социального обслуживания. Этому способствовало регулярное проведение социальных дней на территории сельских поселений и внедрение новой технологии – «Службы социальных участковых». Начали работу специалисты по социальной работе (социальные участковые), ведущие приём граждан прямо по месту жительства.

         Отделение дневного пребывания в 2006 году также не остановилось на достигнутом. Уже 11 групп стали клиентами отделения за год, причём одна из них объединила людей с ограниченными возможностями молодого возраста. В практике культурно – массовой деятельности применяются различные формы работы как с клиентами, так и с коллективом. Были созданы клубные объединения. На базе клуба «Отдушинка» и в настоящее время функционирует вокальный ансамбль «Золотой возраст», который участвует в праздничных мероприятиях города и района, проводит концертные программы в психоневрологических интернатах, домах – интернатах для граждан пожилого возраста и инвалидов, участвует в смотрах ветеранской художественной самодеятельности;

8 ноября 2006 г. состоялось открытие третьей команды (в д. Коварзино). Развиваясь и внедряя новые технологии, центр перешёл на новую ступень развития – с августа 2006 года учреждение стало называться «Комплексный центр социального обслуживания населения Кирилловского района». Казалось бы, ничего не изменилось, но на самом деле, дополнительное в названии слово «комплексный» наложило отпечаток на всю деятельность. Во-первых, это признание того, что расширился спектр оказываемых услуг, во-вторых, это предполагало тесную связь всех структурных подразделений, а также целенаправленность и адресность мер социальной поддержки, и, в-третьих, такое звание требовало большей ответственности, организованности, повышения качества обслуживания.

В течение всех последующих лет центр функционировал как единый слаженный механизм, набирая обороты развития. Новые формы социального обслуживания внедрялись в учреждении через социальные проекты: «Приёмная семья для пожилого человека», «Детский сад для пожилых людей», «Мобильная социальная служба», «Семья без насилия», «Телефон доверия». В период экономического кризиса руководству и коллективу центра пришлось нелегко. На сегодняшний день мы всё ещё находимся в условиях «выживания». Однако основные социальные услуги, являющиеся жизненно важными для многих клиентов, оказываются в достаточной мере и на высоком уровне.